Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга
Муниципальный округ № 65
Официальный сайт
197082, г. Санкт-Петербург, Богатырский пр-т, д.59, корп.1
(812) 341-03-82
Интернет-приёмная
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Лариса Зенина: история войны без учебников

18 июня 2021

Лариса Зенина: история войны без учебников, изображение №1
 

Помогать окружающим и воспитывать подрастающее поколение. Именно в этом видит свое предназначение жительница нашего округа Лариса Авксентьевна Зенина. Совсем скоро председатель общественной ветеранской организации «Приморский причал», «серебряный волонтер» отметит 80-летний юбилей. Муниципальный совет поздравляет Ларису Авксентьевну с этим знаменательным событием!

– Лариса Авксентьевна, ваше детство прошло в условиях военного времени?

– Мой родители познакомились в Ленинграде. Отец был военным моряком, еще до начала войны, в 1939 году, его направили служить в Прибалтику – на Балтийский флот. Мама поехала с ним. В первый же день войны, 22 июня 1941 года, немцы начали бомбить Прибалтику, так как знали, что там находятся стратегически важные объекты. Отца ранили, долгое время считалось, что он погиб. А мама была уже беременна мной, поэтому ее эвакуировали в Ленинград. И уже здесь в 1941 году родилась я.

– Как жила семья во время блокады?

– Мы жили на Васильевском острове, недалеко от нашего дома находился Балтийский завод, его часто бомбили. В один день бомба попала и в наш дом, полностью его разрушив, наша квартира сгорела. И мы переехали на 18-ю линию Васильевского острова. По воспоминаниям семьи я знаю, что первая блокадная зима была очень тяжелой и страшной. В апреле 1942 года нас с мамой и ее сестру с дочкой эвакуировали, бабушка осталась в городе. Ленинград мужественно сражался во имя Победы, несмотря на голод и страшные бомбежки.

– Что вы вкладываете в понятие мужества?

– Во время войны нас осталось пять женщин: бабушка, две ее дочери, я и моя двоюродная сестра. Три женщины были вынуждены тянуть все на себе: бабушка работала каждый день, мама с тетей посменно сидели с нами и выходили на работу. Кроме того, их мобилизовали строить траншеи, разбирать разрушенные дома, дежурить на крыше и отслеживать обстрелы. У мамы пропало молоко, она не знала, чем кормить меня. Семья была очень дружная, все пытались помочь друг другу. Ее сестра выкармливала и свою дочь, и меня. В таких условиях люди просто не выживают, а мы выжили – благодаря этим трем сильным женщинам. Вот что для меня мужество.

– Какой была жизнь после войны?

– Город постепенно восстанавливался. Вернулись с фронта отец и дядя, мы все жили в одной комнате. Я была дистрофиком, как и многие дети в то непростое время, все детство за мной наблюдали врачи. После детского сада пошла в школу. Мне нравилось учиться, и я с удовольствием слушала все, что нам рассказывали на уроках. И учителя у нас были очень добрые.

 А как сложилась ваша дальнейшая судьба?

– Я окончила Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Много лет работала воспитателем в детском саду, потом заведующей детского сада. А затем перешла работать в психолого-социальную службу, помогать детям из неблагополучных семей. Со временем решила немного изменить вектор своей деятельности, но так и не перестала помогать – работала в детском доме для детей с задержками развития. Параллельно получала второе высшее образование – психологическое. В этом детском доме я проработала 22 года.

– В чем особенности работы с такими детьми?

– Для нас, как для специалистов, было важно, чтобы дети научились адаптироваться в обществе и не потеряли связь со своей семьей. Мы старались помочь им. Взаимодействовать с особенными детьми непросто, нужно выработать методику и найти подход к каждому.

– Знаю, что после выхода на пенсию вы ведете активную патриотическую работу со школьниками. Почему решили этим заняться?

– Муниципальный совет МО № 65 предложил мне заняться волонтерством, помогать ветеранам нашего округа, детям войны, блокадникам, пожилым людям, которые нуждаются в поддержке. И я с радостью приняла это предложение. Потом начала проводить со школьника- ми встречи, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда.

– О чем рассказываете детям?

– Главный принцип, которого я придерживаюсь – не повторять факты из учебников, а передавать историю через реальные лица и события, через то, что помню я сама, и что рассказывают наши ветераны. Обычно наши уроки посвящены определенной теме. Я показываю ребятам снимки военного времени, зачитываю воспоминания ветеранов.

 Что важно воспитывать в молодом поколении в первую очередь?

– Важно и самим не забывать прошлое, и развивать историческую память в детях. Мы должны уважать своих предков, но это сделать невозможно, если ты ничего не знаешь об их жизни.

«Благодарю Муниципальный совет МО № 65 за оказанное доверие и предложение работать в общественной ветеранской организации «Приморский причал». Спасибо за содействие в поиске важных исторических материалов, заботу и понимание. Особые слова признательности я выражаю всему коллективу нашей организации за внимание, неоценимые поддержку и помощь».
Лариса Зенина
Дата создания: 18-06-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: